Реформа образования в Беларуси: то-что-нельзя-называть

25.08.2008 

Реформа образования в БеларусиРеформа образования… Вызывает ли это словосочетание у вас какую-либо эмоциональную реакцию? Если вы относитесь к людям, связанным с системой образования, – вероятно, да. У учащихся, их родителей и учителей ассоциации вряд ли будут положительными. Но найдётся ли среди эмоций место страху? Речь не о страхе потерять работу или стать подопытным кроликом. Речь о боязни самого слова «реформа».

Человечеству известны десятки фобий. Так называют психические заболевания, заключающиеся в необъяснимом страхе перед чем-либо. Кто-то панически боится самолётов, кого-то бросает в холодный пот при одной мысли о выступлении перед большой аудиторией, кто-то падает в обморок, увидев паука. Список фобий можно расширить. Обозначилась новая их разновидность – боязнь слова «реформа». Болезнь эта относительно нова и пока распространена исключительно среди некоторых чиновников.

Напомним, что 2008 г. уже стал для системы образования Беларуси знаковым. Реформа образования была признана неэффективной, а поэтому существенным образом скорректирована. Корректировка эта во многом означала возврат к прежней системе образования. По-сути, началась новая реформа образования. О чём ещё до принятия окончательного решения о судьбе системы образования говорил заместитель министра К. Фарино. Называть это можно по-разному: просто реформой или новой реформой. Главное, что это реформа, остальное не суть важно.

С этого времени и были замечены первые случаи «реформофобии». Проявляются они очень просто: в разговорах о том, что происходящие процессы, т.е. реформа образования, – это совсем не новая реформа. А так – мелкие исправления, незначительная корректировка, косметические изменения. Если серьёзно, чиновники понимают массовое недовольство новой реформой (= неудачей всей «старой» реформы, несмотря на былые победные реляции). И поэтому стараются убедить граждан в том, что это не реформа. Разобраться, конечно, несложно, но это если захотеть и разбираться. А в наш информационный век истиной порой считается не она сама, а то, что о ней сообщили в СМИ. Фраза, многократно прозвучавшая с телевизионных экранов и газетных страниц, и становится такой истиной.
В популярной нынче среди детей серии книг о Гарри Поттере рассказывается о злом волшебнике Волан де Морте – настолько страшном, что его имя избегали произносить вслух, а при случае обходились выражениями вроде «тот-кого-нельзя-называть».

Волан де Морт продолжал становиться всё более могущественным – ведь игнорирование проблемы не приводит ни к её исчезновению, ни к её решению.
Как назвать реформу системы образования – это, на первый взгляд, дело второстепенное. «Не важно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей», – сказал Дэн Сяопин. Верно. Но лишь в случае успеха. Победителей, как известно, не судят. Но кто может гарантировать успех в данном случае? Никто. Поэтому успех реформы образования во многом зависит от усилий чиновников, от внимания общества. Понятно, что если признать реформу образования реформой, а не текущей работой, то и усилий потребуется больше, и внимания будет предостаточно. И это может послужить одним из факторов, обеспечивающих успех. Если, конечно, считать реформу реформой.
Дурной пример заразителен. Вот и грядущее реформирование белорусского правописания уже призывают не считать реформой.
Давайте называть вещи своими именами!

P.S.: Вы можете разместить эту статью на своём ресурсе! Обязательно ставьте прямую работающую ссылку на наш проект:
Главная страница Alma Mater
Статья Реформа образования в Беларуси: то-что-нельзя-называть
Читайте все статьи на Карте сайта