Из истории реформы образования

26.05.2008 

Реформа образованияС реформой образования мы уже свыклись настолько, что трудно даже представить, как может школа функционировать в нормальном рабочем режиме, а не в условиях постоянных революционных перемен. Сейчас мы видим результаты реформы, видим как некоторые плюсы, так и многие минусы, заставляющие корректировать прежние планы. А какими представлялись результаты реформы несколько лет назад?

Сразу скажем – не такими, как сегодня. Доводы в пользу сохранения 12-летнего срока обучения выглядят нынче неубедительными. Неужели никто раньше об этом не подумал? Дело в другом: «… переход на 12-летний срок обучения позволит сократить срок обучения в ВУЗах до четырех лет для 75-80 % студентов». Это слова тогдашнего министра образования Василия Стражева, произнесённые им в далёком 1999 г. Вот оно что. Выходит, дополнительный год в школе задумывался не только для разгрузки учеников (чего не произошло), но и чтобы дать часть ВУЗовской программы. Наверное, в связи с тем, что, по словам Василия Стражева, Беларусь переходит к массовому высшему образованию, когда около половины школьников становятся студентами. С позиций сегодняшнего дня это выглядит как усложнение школьной программы. Поэтому на совещании 17 апреля Александр Лукашенко выступил против переноса части ВУЗовской программы в школу.

Но что это за сокращение срока обучения в ВУЗах до четырёх лет? А это и есть то двухступенчатое высшее образование, от которого недавно мы вроде бы отказались. То есть бакалавриат (неполное высшее) и магистратура.

Анатолий Рубинов одним из недостатков 12-летки видит в том, что юноши, не поступившие в ВУЗ, будут вынуждены сразу идти в армию, теряя вторую попытку. Абсолютно справедливо. Почему об этом не подумали авторы реформы? Любопытно, но в 1999 г. исходили из других соображений. Заместитель министра образования Г. Дылян, выступавший на той же конференции, что и В. Стражев, «заверил родителей нынешних и будущих школьников, что после перехода на 12-летнюю систему обучения поднимется планка призывного возраста для юношей, – в случае, если до того армия не перейдет на профессиональную основу». На профессиональную основу армию никто переводить собирается, как и поднимать планку призывного возраста. Вот и пришлось К. Фарино – нынешнему заместителю теперешнего министра образования – импровизировать, говоря о том, что такие молодые люди часто вовлекаются в преступную деятельность.

Выходит, кое-что из задуманного в рамках реформы образования не сработало не потому, что было недостаточно обосновано, а потому, что изменилась ситуация.

P.S.: Вы можете разместить эту статью на своём ресурсе! Обязательно ставьте прямую работающую ссылку на наш проект:
Главная страница Alma Mater
Статья Из истории реформы образования
Читайте все статьи на Карте сайта