Александр Лукашенко: «Как мы преобразовали это образование, так оно и будет работать». Итоги пресс-конференции 17 июня

22.06.2011 

Александр Лукашенко: «Как мы преобразовали это образование, так оно и будет работать». Итоги пресс-конференции 17 июня. Фото с официального сайта президента http://www.president.gov.byПресс-конференция Александра Лукашенко для центральных и региональных белорусских СМИ 17 июня 2011 года длилась без малого 5 часов. Проект «Alma Mater» интересовала прежде всего образовательная тематика. Ведь в каком направлении будет развиваться система образования, в Беларуси решает не министр образования, правительство или парламент, а Александр Лукашенко. Это показал 2008 год, когда было принято решение о принципиальной корректировке реформы образования. Будет ли во время кризиса сокращено финансирование учреждений образования? Сократится ли набор в белорусские вузы? Ждут ли систему образования Беларуси новые реформы? Что будет с заработной платой воспитателей, учителей, преподавателей? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Во-первых, по мнению президента, система образования в реформировании не нуждается: «Там реформы все закончили. Всё, точка! Точка, всё! Вот как есть сейчас, как мы преобразовали это образование, так оно и будет работать. Сейчас надо совершенствовать только материальную базу», – заявил Александр Лукашенко.

Президент здесь абсолютно прав. «Это образование» работает именно так, как его преобразовали. Падение уровня знаний школьников, набор в вузы абитуриентов с 1 баллом ЦТ из 100 возможных, работающие на 1,5 – 2 ставки учителя, получающие в итоге зарплату на уровне чернорабочих, отток педагогических кадров и при этом победные реляции чиновников от образования – вот некоторые черты «этого образования». Справедливо, что это не случайность, не «мировая тенденция», а результат неуклюжих преобразований, свидетельство вопиющего непрофессионализма чиновников министерства образования. Казалось бы, надо предотвратить национальную катастрофу (а деградацию системы образования по другому назвать нельзя). Но время, видимо, не пришло, её пока в упор не замечают. С другой стороны, хорошо уже то, что на волне кризиса в спешке не начали в очередной раз «реформировать» то, что осталось от системы образования.

Во-вторых (не важно, что это противоречит тому, что было «во-первых»), материальная база в ближайшее время совершенствоваться практически не будет. «Ну наверное, где-то мы географическую карту не купим новую – перебьёмся со старой картой в этом году. Поэтому наверное чуть-чуть коснётся это и ремонтов, и оборудования, надо поджаться где-то, сэкономить что-то и так далее и тому подобное. Но спрос за подготовку к учебному году не снизится», – отметил президент.

Здесь ничего неожиданного – раз есть дефицит госбюджета, сокращаются статьи расходов. Как сказал в своё время бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев, в условиях кризиса государство жертвует образованием. Не бюджетом же МВД жертвовать! Не важно, что даже в экономически благополучные годы система образования никогда не получала положенных по закону об образовании 10% ВВП. Например, с 2001 г. по 2008 г. финансирование образования последовательно снижалось с 6,4% до 5,1% ВВП. При этом чиновники даже изыскивали возможность этим гордится, указывая, что в Японии и в России, например, на образование идёт 3,7% ВВП, а в Казахстане – 2,4%. А в принятом в 2011 г. кодексе об образовании норма о 10% ВВП уже и вовсе отсутствует.

Впрочем, школьное питание, «деловой стиль» одежды, скидки на учебники для детей из многодетных семей – это по-прежнему остаётся: «…детей, как кормили, кормить будем. Всех детей оденем. Книжки дадим», – сказал Александр Лукашенко. Это очень важные вопросы, но ведь это не образование, а сопутствующая ему социальная сфера! Что ж, обучение – процесс, результат которого заметен не сразу. Если не выплатить зарплату, не достроить школу, не издать учебник – это будет видно сразу. А если не дать нужные знания школьнику – кто это заметит? Поэтому людям, имеющим о педагогике поверхностное представление, кажется, что ничего страшного от недофинансирования системы образования произойти не может.

Единственное положительное, на наш взгляд, влияние экономического кризиса на систему образования – это то, что в ближайшие годы школе не следует ждать экспериментов по замене учебников ридерами. Это без иронии. «Ну, может быть, iPad’ы или как это у вас называется, матерные эти слова, может, всем эти iPad’ы не дадим. Может, кто-то для начала, где-то, для эксперимента, а может быть и не надо торопиться», – заявил Александр Лукашенко. Под iPad’ами подразумевались, вероятно, ридеры – устройства для чтения электронных книг. Действительно, у министерства образования была идея сэкономить на школьных учебниках и внедрить вместо них ридеры. Собирать их планировали в Беларуси, а стоить они в итоге должны были дешевле, чем комплекты книг.

Александр Лукашенко: есть проблемы с заработной платой учителей. Итоги пресс-конференции 17 июня. Фото с официального сайта президента http://www.president.gov.byКомпьютерные технологии дают возможность легко найти нужную информацию, что хорошо для взрослых. А умственное развитие детей в немалой степени зависит от того, смогут ли они самостоятельно (а не посредством автоматического поиска и поисковых систем) находить и перерабатывать нужную информацию. В значительной степени интеллектуальное развитие ребёнка зависит от того, научится он вдумчиво читать книгу или нет.

В-третьих, реальный доход воспитателей, учителей, преподавателей упадёт ещё больше. «Есть проблема с заработной платой учителей. Это всегда было. Особенно у молодых, я уже не говорю о том: много или мало. Да, учителю немножко может быть в силу сложившейся ситуации придётся напрячься. Но мы их в беде не оставим. Учитель – это политическая опора не только власти, но и государства в целом», – отметил президент.

Заметим, воспитатели детских садов и преподаватели вузов здесь вообще не отмечены. Видимо, их доходы от девальвации национальной валюты на 50% и инфляции не пострадали. Впрочем, все работники социальной сферы и без того могли оценить поддержку со стороны государства – так называемую индексацию заработной платы в размере примерно 40 000 белорусских рублей. Или менее чем 10 долларов – в эквиваленте. Опять вспомним слова Владимира Дунаева: ну не бюджет же МВД сокращать. А учителя люди сознательные, привычные, потерпят…

В-четвёртых, набор абитуриентов в белорусские вузы сокращён не будет. «Мы не собираемся этого делать [сокращать – A.M.], потому что сейчас технологические процессы на производстве таковы, что нужны очень подготовленные и грамотные специалисты. И без высшего образования порой не обойтись. Поэтому, это точно», – отметил Лукашенко. Президент напомнил, что в своё время выступил против планов сократить число студентов примерно на 70% и привёл такие данные: в советское время в БССР обучалось 180 000 студентов, а в современной Беларуси с учётом платного образования – более 400 000.

А теперь, что называется, между строк… Учитывая, что Александр Лукашенко говорил преимущественно о нуждах промышленности, производства и т.д., не исключено, что при сохранении набора примерно на прежнем уровне следует ожидать увеличения доли студентов-«технарей» за счёт сокращения набора студентов-«гуманитариев».

В-пятых, система образования Беларуси должна будет более активно заниматься экспортом образовательных услуг – обучать иностранных студентов. А также учащихся ссузов и даже ПТУ. Прецеденты уже есть: «И я уже рассказывал один раз, когда-то на заседании глав правительств Курманбек Бакиев, будучи тогда ещё в Бишкеке, обратился к Путину: помогите нам в профтехучилищах подготовить рабочие специальности. Он [Путин] тут запросил у министра информацию – а у нас уже, говорит, профтехучилищ нет. И мы сейчас – мы же всю систему сохранили – оказываем за деньги, на платной основе, кое-кому поддержку и в этом плане, не говоря о вузах. В вузах мы уже принять не можем иностранцев, которые к нам просятся, и за большие деньги. Уже по большому знакомству, в Туркменистане мы были, президент просил, ну помогите вот таких [и] таких подготовить», – вспомнил Александр Лукашенко. Сказал он также и о китайцах, которых мы пока не в состоянии принять.

На сегодняшний момент за год по рабочим специальностям в наших 242 ПТУ мы можем подготовить 50 000, а в ссузах – 40 000 выпускников. Судя по хроническому недобору в ПТУ, на который некогда сетовал тогдашний министр образования Александр Радьков, есть большие резервы для приёма туда иностранных студентов. Правда, тогда же Александр Радьков нарекал на качество подготовки выпускников ПТУ… Но, видимо, это самое качество устраивает Туркменистан, где всю свою систему образования полностью загубили при Ниязове.

Александр Лукашенко: Беларусь будет готовить иностранных студентов. Итоги пресс-конференции 17 июня. Фото с официального сайта президента http://www.president.gov.byЭкспорт образовательных услуг – это источник дохода для государства, источник валюты. В последние годы к нам массово едут учиться студенты из Туркменистана и Китая. Обучение иностранных студентов приобретает политическое значение. И если в 2008 г. ректор Полоцкого государственного университета говорил, что ПГУ вынужден был отказаться от приёма 200 туркменских студентов по причине нехватки мест в общежитиях, то в этом году Александр Лукашенко обмолвился, что, возможно, для иностранных студентов будут расширять и даже строить общежития! То есть при том, что общежитий не хватает даже для белорусских студентов, которые вынуждены снимать жильё, студенты из братских Туркменистана и Китая жильём будут обеспечены.

В-шестых, были затронуты и некоторые частные вопросы. Например, нехватка мест в столичных детских садах. По словам президента, в целом по Минску дефицита мест в садиках нет. А есть пустующие детсады в центре Минска, где живут люди постарше, и переполненных садики в новых микрорайонах, где проживает основная часть молодых семей. То же самое и со школами. «Есть эта проблема. Мы её разгребём в течение одного-двух лет», – пообещал президент.

В-седьмых… Можно сделать вывод, что тема образования по-прежнему воспринимается как второстепенная. На докладах, пресс-конференциях, выступлениях образовательной тематики касаются вскользь. На пресс-конференции 17 июня «тяжеловесов» белорусского медиа-пространства – ведущие СМИ республики – интересовала экономика и политика, но не образование. Связанные с системой образования вопросы, к своей чести, подняли журналисты гродненского регионального издания и газеты «Знамя Юности». Ведь понятно, что сейчас всех волнует стабильность национальной валюты, отсутствие в свободной продажи валюты иностранной etc. Но разве система образования – это не та система, от состояния которой зависит, насколько компетентными будут управленцы и экономисты, просчёты которых порой так дорого обходятся Беларуси? Кадры решают всё! А кадры готовит система образования.

С сожалением приходится констатировать, что об образовании у нас по-прежнему говорят, как в советское время о промышленности. Там были миллионы тонн угля, чугуна и стали – здесь 400 000 студентов и 50 000 выпускников ПТУ в год. Накормить детей в школе важно, но не менее важно то, чему и как их учить. А следить только за тем, чтобы школьники были накормлены, а студентов становилось всё больше… В конце концов, это ведь не стадо баранов, которых надо кормить и увеличивать поголовье! Количественные показатели важны, но что толку в этих цифрах, если даже выпускники ПТУ показывают неудовлетворительные знания (по словам Радькова)? Что, десять плохо подготовленных инженеров или экономистов заменят одного хорошо подготовленного специалиста? Образование – это такая сфера, где смотреть надо не только на количество, но и на качество. Лучше меньше, да лучше. Система образования по-прежнему нуждается в продуманном, взвешенном, профессиональном реформировании.

P.S.: Вы можете разместить эту статью на своём ресурсе! Обязательно ставьте прямую работающую ссылку на наш проект:
Главная страница Alma Mater
Статья Александр Лукашенко: «Как мы преобразовали это образование, так оно и будет работать». Итоги пресс-конференции 17 июня
Читайте все статьи на Карте сайта